Пользователи все больше времени проводят в мобильных приложениях, а не браузерах. В Google Play уже доступно для скачивания 2,6 млн Android-приложений, а в App Store – 2,1 млн. К тому дню, как вы прочитаете эти строки, с данных магазинов будет сделано больше 205 млрд загрузок, а к 2020-му эта цифра возрастет еще на 50 млрд. И такой сильный спрос не может не влиять на разработку.
Хотя конкуренция на рынке очень высокая, с любых приложений можно получать хороший доход: и с платных, и с бесплатных. Чаще всего приложения монетизируют с помощью рекламы, внутренних покупок или платной загрузки с торговых площадок. При этом нужно учитывать, что пользователи охотнее выбирают бесплатные альтернативы, а от платных ожидают отсутствия рекламы, высококачественный контент или специальные бонусы. От потребностей аудитории и зависит, какой из способов лучше выбрать для того, чтобы монетизировать конкретный тип мобильного приложения.
За сотрудничество с Apple Store в первый год придется заплатить 30% от выручки, а за каждый следующий – 15%. Google Play тоже обойдется в 30%.
За 2018 год обе площадки в сумме заработали больше 35 млрд долларов на мобильных приложениях. В июле-сентябре 2019 года доход App Store практически в 2 раза превысил доход Google Play, хотя доминирующей платформой был и остается Android.
Сделать приложение платным – это самый простой способ монетизации. В данном случае пользователю нужно заплатить определенную сумму, чтобы установить его себе на устройство. Минус в том, что такой метод не способствует большому охвату, ведь многие не готовы платить сразу. Поэтому за успехом платного приложения может стоять только грамотная маркетинговая работа, исключительные возможности и значительные преимущества перед конкурентами, чьи продукты стоят дешевле или вообще распространяются бесплатно.
Сегодняшний рынок переполнен приложениями, из-за чего стало довольно сложно завоевать внимание аудитории. Но разработчики продолжают активно выпускать новые продукты. Особенно большим спросом пользуются бесплатные. В 2018 году, например, их загрузила почти ⅓ населения мира. Google Play на 94% состоит из бесплатных приложений, в App Store эта часть пока в 4 раза меньше.
Итак, аудитория любит бесплатные приложения, но как их монетизировать? Большинство разработчиков делают это с помощью разного вида реклам: нативной, баннеров, видеороликов или всплывающих окон.
В последнее время набирает популярность именно нативная реклама, когда объявления создаются так, чтобы гармонично вписываться в окружающий контент. Схожесть с передовыми статьями делает их не такими навязчивыми, как баннеры. К тому же они обеспечивают повышенный уровень вовлеченности. Яркий пример: приложение Kayak (туристический сервис для планирования поездок) продает рекламные места службам бронирования билетов вроде Booking и Airbnb. Объявление с полезной или уместной для аудитории информацией имеет больше шансов заинтересовать пользователя, чтобы тот сделал по нему клик.
Проблема этого метода заключается в том, что работа с рекламой невозможна без использования персональных данных, а значит необходимо соблюдать правила их обработки и связанные с этим ограничения. Также реклама может раздражать пользователей, особенно если она не имеет никакого отношения к специфике мобильного приложения.
Весьма распространенная бизнес-модель, к которой часто прибегают создатели антивирусного ПО. Название состоит из двух слов: free + премиум. Как вы уже поняли, в этом случае пользователи загружают приложение абсолютно бесплатно и только потом при желании платят за расширения и дополнительные функции.
В последнее время такая модель монетизации все чаще встречается в играх. Иногда оплату требуют за доступ к новым уровням, но так игровой процесс превращается в непрерывную череду растрат. По мнению экспертов, намного лучше открыть пользователям свободный доступ ко всему контенту, предложив возможность делать пожертвования для разработчиков. Причем это прекрасно работает как для игр, так и для приложений. Пример баннеров для доната можно увидеть в популярной платформе для изучения иностранных языков Duolingo. Альтернативная схема фримиума – платное расширение, позволяющие пользоваться приложением без рекламы.
Большая часть аудитории не будет готова платить постоянно, поэтому нет смысла превращать модель в сбор средств за пользование или получение доступа. Лучше реализовать возможность совершения дополнительных покупок, не имеющих критическую важность.
Эта модель хорошо сочетается с другими, например, фримиумом, рекламой и прочими. Многие разработчики монетизируют свой контент именно так. Данные Statista говорят о том, что встроенные покупки приносят приложениям больше 50% общего дохода. Использовать их можно и в бесплатных, и в платных проектах. Во втором случае они будут хорошим дополнительным источником дохода.
Платная подписка открывает доступ к услугам или контенту в течение установленного периода времени. Если есть автоматическое обновление, значит, доступ будет предоставляться постоянно до тех пор, пока пользователь не решит отменить подписку. Такой вид монетизации используют компания Netflix и веб-сайт Spotify.
Подписки могут быть разных типов, каждая со своим набором функций. Так, в популярном приложении для романтических знакомств Tinder есть варианты Plus и Gold. Они открывают премиальные опции вроде неограниченного количества доступных лайков, возврат сделанных случайно свайпов и прочие.
Подписки с каждым годом становятся все более популярными, и эта тенденция в ближайшем будущем точно будет прогрессировать.
Сейчас коммерциализация является одним из самых распространенных методов монетизации мобильных приложений. Многие фирмы зарабатывают, получая комиссию с онлайн-покупок. Так монетизируют не только приложения, но и веб-сайты. Эту модель активно используют такие сервисы как такси, службы доставки, бронирования и других услуг, тесно связанных с проведением онлайн-транзакций. К примеру, Uber получает от 20 до 25% за каждую поездку, а Booking – 10-25% с дохода хостелов, мотелей и гостиниц за каждое бронирование. Нужно понимать, что размер вашей прибыли будет напрямую зависеть от того, насколько популярным вы сумеете сделать свой сервис.
Универсального способа, как монетизировать приложение, не существует. Каждый продукт требует к себе индивидуального подхода с учетом специфики, рынка и аудитории. Сейчас разработчики все чаще используют смешанные методы, комбинируя рекламу и платную загрузку, встроенные покупки и т.д. В ближайшее время ожидается рост популярности таких моделей как подписка и фримиум.
Согласно данным глобальных опросов, крупные компании советуют использовать соцсети, рекламу и комплекс мер по оптимизации приложения ASO. Все это вместе должно привлечь к приложению достаточно большое количество пользователей. Но какая именно стратегия окажется выигрышной, предугадать невозможно. Наверняка мы возьмемся утверждать только то, что построить эффективную монетизацию своего мобильного приложения вы сможете лишь с помощью хороших знаний новейших технологий и тенденций.