Все игры строятся на определенном движке, и от выбора разработчиков напрямую зависит то, насколько геймеры будут довольны конечным результатом. Вспомните главные прорывы индустрии: за каждой из этих легендарных видеоигр обязательно стоит супернадежное ядро.
Данный игровой движок стал революционным для Epic Games. Но когда Тим Суини в 1995 году приступил к разработке, он даже не представлял, что сделает не просто конкурента для Doom и Quake, как изначально планировал, а нечто большее.
Unreal стала прекрасной игрой, а ее движок быстро завоевал популярность у американских компаний MicroProse Software и Legend Entertainment. Доступ к Unreal Engine у них был еще до выпуска шутера.
В начале 2000-х на детище Epic разрабатывалось около двух десятков игр. Сейчас их точное число уже сложно определить (по данным «Книги рекордов Гиннеса» оно достигло 408). В середине 2014 года движок признали наиболее успешным во всем мире.
Но дело не только в количестве, потому что Unreal Engine стоит за такими великими тайтлами как Action Deus Ex, шутере BioShock и мощнейшими франшизами Mass Effect, Borderlands, Street Fighter V.
Вот почему нет никаких сомнений, что релиз нового воплощения движка, Fortnite, непременно покорит новую волну разработчиков, желающих повторить триумф Epic Games. Тем более что UE4 предоставляется бесплатно с 2015-го года (создатели игр делают лишь небольшое количество лицензионных платежей).
Эту рабочую лошадку называли одной из лучших в тот период, когда продукты Valve друг за другом совершали революции в мире видеоигр. Доработав Half-Life, компания видоизменила Quake и приступила к разработке собственной технологии.
Source был впервые представлен легендарной Counter-Strike. Но его настоящий потенциал раскрылся только во второй части Half-Life, отличившейся реалистичной физикой и впечатляющей графикой.
Однако основным пользователем движка, несмотря на его достоинства, так и осталась Valve. Хотя его модифицированными версиями в свое время пользовались и другие разработчики, например, создатели Vampire: The Masquerade и Titanfall.
Некоторые технологии выстреливают не сразу. Так было с Unity – базовым ПО для инди-игр с небольшим бюджетом. Этому движку потребовалось определенное время для достижения заметного успеха в индустрии.
Дебют Unity состоялся в 2005 году, когда в свет вышла видеоигра GooBall. Но замечать его стали только в 2010-х годах после появления мобильных хитов вроде Thomas Was Alone. И уже буквально через пять лет Unity обрел большую популярность в области игровых технологий, будучи задействованным во множестве амбициозных проектов, например, шутере Superhot и бродилке Firewatch.
Главными плюсами Unity являются легкость в применении, доступность и универсальность. Благодаря им движку и пророчат хорошие перспективы.
Если в будущем появится музей видеоигр, строки кода этого ПО должны будут занять почетные места на центральных полках. Ведь после выпуска шести частей знаменитой Doom ID Tech все еще задает планку всем современным шутерам.
Еще лет 10 тому назад никто не мог предположить, что он сможет так долго удерживаться на рынке. Популярность движка долгое время падала, пока компания ZeniMax, владелец id Software, не ограничила доступ к нему кругом лицензированных студий. Профиль технологии при этом не изменился, ведь проекты японской Tango Gameworks (The Evil Within) и шведской MachineGames (Wolfenstein) теперь создаются именно на ID Tech.
Любопытно, что компания Avalanche Studios решила не использовать этот движок при создании Rage 2, отдав предпочтение собственному продукту Apex, на котором была разработана серия экшенов Just Cause. Каким образом это повлияет на развитие ID Tech – покажет только время.
Есть движки, идеально настроенные под пользователя, но CryEngine – совершенно другой случай. Вот почему лишь немногие студии смогли его освоить (кроме авторов из Crytek). Его оптимизация также оставляет желать лучшего: разработчики признаются, что созданная им ошеломляющая графика требует огромных усилий.
Но в середине нулевых на этих минусах никто не зацикливался, ведь внимание публики было приковано к образцовой Far Cry и дебюту Crysis.
Возможно, золотые дни игрового движка CryEngine остались в прошлом, но технология все еще пользуется популярностью у некоторых компаний, в том числе Arkane Studios, применившей ее для создания Prey. Для привлечения внимания к продукту была даже представлена модель PWYW – плати по своему усмотрению.
В любом случае, корни наследия CryEngine уходят очень глубоко. Например, Ubisoft в своей франшизе Far Cry (за исключением первой части) использовала Dunia – версию именно этого движка, пусть и существенно доработанную.
Как чаще всего оценивают игровые движки? Первым делом, конечно же, смотрят на визуал. Любая красивая игра строится на действительно неплохом ПО. И хотя графика – это самый очевидный аспект, существуют другие, не менее важные признаки качественной технологии.
Взять хотя бы Thief и вторую часть System Shock. Они сделали жанр стелс таким, каким он есть сейчас, благодаря продвинутому ИИ противников и особенностям распространения звука в игре, достижимым только за счет возможностей Dark Engine. Так что нотка напряженности, характерная для жанра, - это заслуга данного движка.
Технология также наделила вражеский искусственный интеллект тремя степенями осведомленности об игровом персонаже, способностью находить противника и реагировать на шум, а также замечать изменения обстановки.
Используя Havok, вы не создадите игру целиком, потому что этот набор специальных инструментов предназначен для обработки только самых захватывающих моментов процесса: взрывов, пулевых ранений, крушений и прочих разрушений. Другими словами, за особенно впечатляющей физикой в компьютерных играх чаще всего стоит Havok.
Стартовал движок весьма скромно: в аркадах вроде Taxi Racer: London 2. Но с того времени на нем работает около шести сотен игр. Наиболее ярким примером хаоса, порожденного с помощью Havok, является Just Cause, особенно четвертая часть серии. Пожалуй, этот экшн будет лучшей рекламой технологии Havok Physics.
Далеко не сразу Electronic Arts осознала важность Frostbite. Но когда это случилось, компании не пришлось жалеть. Сейчас движок используется в таких популярных играх как Battlefield, EA SPORTS FIFA, Need for Speed.
Благодаря универсальности, эффективности и простоте с Frostbite работает большое количество студий. И если судить по энтузиазму Electronic Arts, это еще не предел его успеха.
Наследие видеоигр невозможно представить без технологий, на которых создавались титаны вроде Baldur’s Gate и Icewind Dale. Infinity Engine был важным элементом новейших CRPG, знаменующим наступление золотого века ролевых компьютерных игр. На нем выросло буквально поколение геймеров.
Далеко не всем сверстникам движка удалось состариться в столь изящной манере. Три года назад состоялся релиз его первооткрывателя – Baldur’s Gate: Осада Драконьего Копья. Возрождение свершилось усилиями студии Beamdog, которая помимо двух частей «Врат Бальдура» разрабатывала последние дополнения и для Icewind Dale.